К 75 летию , со дня снятия блокады Ленинграда. БЛОКАДА (2005, С.Лозница) - документальная кинохроника.18+ Мы с вами там, в блокадном Ленинграде... Без слов, без музыки – только звуки и картины города. Беспристрастный взгляд на период блокады города, режиссер показывает постепенные метаморфозы жизни горожан, не навязывая своего собственного мнения, в фильме, частями которого стали архивные киносъемки. Из рецензий с сайта "КиноПоиск": "Сядьте перед экраном, выключите свет, сделайте звук погромче… Одни документальные кадры, нет комментариев, нет музыки… Вот вы слышите звон трамвая на Невском летом 41-го, город в ожидании беды, люди готовятся к обороне, жуткие месяцы блокады, пленных фашистов, ведомых по городу, победу. Вы увидите и услышите(!) жизнь великого города, его героических жителей так, как ранее это вряд ли удавалось." "Город.  Главное действующее лицо фильма. Израненный, искалеченный, умирающий. Здания, которые сегодня смотрят на нас свысока сверкающими стеклопакетами, полуразрушены и черны от копоти. Никогда не думала, что мне будет так больно смотреть на разбитые решетки оград, на раненых атлантов, на коней Клодта, сходящих со своих постаментов. Мне повезло родиться и вырасти в этом городе, но только сейчас, после фильма Лозницы, я поняла до какой степени я его люблю… Люди. На фоне неподвижного, изуродованного, но, вопреки всему, прекрасного города, мы видим людей, которые хотят жить. Они ходят, еле передвигая ноги, везут своих детей, закутанных в сто одежек, стоят в очередях. Они живут вопреки всему, назло врагам, доказывая самим себе в первую очередь, что город жив и они живы.  Смерть. Камера безжалостно фиксирует тела, завернутые в тряпки и лежащие на дороге. Тела, сваленные в кучу в братских могилах. Тела со стянутой с ног обувью. Но в голову даже не приходит мысль о кощунстве, ведь кому-то эти валенки, может, помогли выжить… Мертвые дети. Плачущая мать, отдающая в руки работника закутанное в белое маленькое тельце… И это — реальность, ежедневная, ежечасная для тысяч ленинградцев. Спасибо им, тем кто выжил. И вечная память погибшим… Звук. Невероятное ощущение. Современный «эффект присутствия» в подметки не годится звуку этого фильма. Бытовые звуки, голоса, шумы создают невероятное впечатление реальности происходящего.  Удивительный эффект произвели показанные агитплакаты. Даже сейчас, глядя на них, поднимается гнев и огромное желание идти вперед, сражаться, верить и мстить. Для умирающего города важнее всего было не потерять боевой дух и веру в силы армии.  Несмотря ни на что город, и люди в нем живы. И будут жить вечно в нашей памяти. Я буду помнить и сделаю все, чтобы помнили мои дети.  Огромная работа, проделанная при создании фильма, позволяет нам увидеть не короткие скупые кадры кинохроники, к которым мы привыкли, а целостную картину, ужасающую по своей сути, но замечательную по исполнению. И, конечно, ни один художественный фильм про Блокаду не сравнится с одним этим документальным по своей достоверности и атмосфере. Этот фильм смотреть нужно всем. Чтобы помнили." "На Марсовом поле вырыты окопы, солдаты устанавливают орудия противовоздушной обороны. Разрушенные здания, дома, будто разрезанные продольно вафельные торты. На подступах к городу установлены заградительные полосы. Эвакуируют знаменитые скульптуры Клодта с Аничкова моста: несколько мгновений — и мост гол, а решетка ограды изломана, продырявлена вражеской артиллерией. Висят афиши балета «Евгений Онегин». Удивительное дело наблюдать балет в истощенном блокадой городе! Но это, своего рода, пощечина врагу: ты хотел нас на колени поставить, но не тут-то было — мы хотим почувствовать себя свободными людьми. Насколько это возможно. Наш дух тебе не сломить. Танк Т-34 съезжает с Троицкого моста и поворачивает на Дворцовую набережную. Объявление на стене: «Продаю или меняю на папиросы и продукты». В списке значатся как венские стулья, так и простая кухонная утварь. Под снегом хмурым караваном стоят троллейбусы. Разбираемые на доски трибуны футбольного стадиона, трупы закоченевших на морозе людей, взваленные на санки гробы…  Можно долго продолжать описывать моменты и эпизоды, попавшие в объективы кинокамер отчаянных операторов-энтузиастов блокадного Ленинграда. Но лучше увидеть, тем более что фильм несложно отыскать. Режиссер Лозница при выборке сюжетов поставил перед собой задачу передать не ужасы и кошмары блокады, от которых стынет в жилах кровь, а скорее атмосферу каждодневно борющегося за свое право быть, скованного со всех сторон неприятелем города. И продолжающего жить, ставя в тупик капиталистов из стран еще не открытого к тому времени западного фронта. Любовно и с известной долей скорби переходящий от здания к зданию, от решетки к решетке взгляд оператора рисует живую картину Ленинграда тех лет. Знакомые с детства фасады домов, улицы, переулки, соборы все же воспринимаются несколько отстраненно — в кадре непривычно мало людей…"